МЫ - РУСИНЫ. Речь на презентации Межрегиональной общественной Организации «Объединение русинов» 02 февраля 2012 года

МЫ - РУСИНЫ.

Речь на презентации Межрегиональной общественной Организации «Объединение русинов» 02 февраля 2012 года в Доме Русского Зарубежья им. А.И.Солженицина в Москве.

Уважаемые дамы и господа!

Сегодня у нас знаменательная дата, которая войдет в историю русинского движения в России как день нашего объединения в общественную Организацию, включающую три отделения: Москвы, Московской области, и С.-Петербурга.

Я рад приветствовать собравшихся здесь земляков русинов, друзей и гостей, ученых и политиков, представителей департаментов Минрегионразвития и правительства Москвы, руководителей общественных объединений и представителей Церкви, не побоявшихся 25-ти градусных морозов, что, несомненно, подтверждает Вашу симпатию и любовь к древнему славянскому народу под названием русины.

Вы только что прослушали два гимна - государственный гимн Российской Федерации и национальный гимн русинов, написанный в середине ХIХ века великим патриотом  русинского народа о. Александром Васильевичем Духновичем: «Я русин был, есмь и буду, Я родился русином, Честный мой род не забуду, Останусь его сыном». Современный русинский литератор, лауреат многих международных премий Иван Петровций из Закарпатья (бывшая Подкарпатская Русь), так пишет о родной земле и русинах: «Великий Бог напрастав нас на сись свiт русинами. Великий Бог дав нам нашу золоту бисiду, нашу сяту зимлю, наш вiчный спосiб мышленiя газдиського, фiлозофського, поетичеського. Йсi дары Божi служать нам уже изирь годiв (тысячу лет – А.Ф.). Тко бы мав право узяти йих уд нас?!... Нитко!»

К сожалению, это право называться своим родовым именем, своим этнонимом, пользоваться своим материнским языком в школах, учебных заведениях пытается отнять у закарпатских русинов современная Украина, видимо, не зная, а вернее, не желая вникнуть в историческую справедливость поставленного вопроса. Она сопротивляется признанию русинов как отдельного, независимого от украинцев, этноса.

К счастью, наши предки славяне - русины, через тьму веков пронесли и, несмотря на неимоверный гнет и чужеземное иго, страдания и унижения, засилье чужого языка, сохранили своим потомкам самое ценное, что может быть – родной, материнский язык и веру в Бога.

Сегодня русины как самостоятельный этнос признаны во многих странах мира, а именно: США, Канаде, Венгрии, Румынии, России, Сербии, Словакии, Хорватии, Чехии.

С 1991 года успешно работает Всемирный Конгресс Русинов объединяющий граждан вышеперечисленных государств, кроме России. Надеемся, что в 2013 году, на предстоящем Всемирном Конгрессе Русинов, который состоится на исконной Родине всех русинов – Закарпатье, нашу общественную организацию примут в состав мирового сообщества братьев русинов.

В соответствии с утвержденным Уставом главной целью нашей Организации является:

  • объединение русинов для содействия обеспечению конституционных прав и свобод граждан, относящих себя к этносу русинов;
  • развитие русинского этноса, как части международного сообщества;
  • содействие реализации интеллектуального, творческого, культурного потенциала, формированию и поддержанию благоприятных условий для наиболее полного сохранения самобытности, развития языка, образования, истории, национальной культуры, традиций и обычаев русинов. Мы постараемся, в силу своих возможностей, претворять в реальную жизнь, выбранную нами цель.

Уважаемые гости, многие из вас слышали, и кое-что читали о русинах, но, возможно, некоторые, вообще, ничего не знали об их существовании. Это и понятно. Просто во время существования Советского Союза упоминать о них - печатать в газетах, журналах, в учебниках по истории, было запрещено. На Украине все это продолжается и сегодня. Так, по мнению некоторых украинских ученых, такого этноса как русины на свете не существовало никогда. Хотя исторические факты говорят об обратном. Именно угрорусы, карпатороссы, россы, роксаны, русины существовали на Земле ещё за много веков до возникновения Украины и этнонима «украинец». А сейчас посмотрим, что по этому поводу говорит истинная история.

Итак, по мнению ученых историков, родиной всех славян и, в частности, русинов, принято считать Карпатский ареал. В некоторых своих статьях я уже упоминал имя великого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Сегодня снова сошлюсь на его авторитетное мнение. Вот, что он писал: «Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны». «Восточные славяне, – пишет В.Ключевский, - пришли сюда не прямо съ Дуная, совершивъ непрерывную перекочевку: это была медленная передвижка съ остановкой на Карпатахъ, длившейся со II до VII в. Авары дали толчокъ дальнъйшему движенiю карпатскихъ славянъ въ разныя стороны»

Историк Ф.И.Свистун в своей книге «Прикарпатская Русь под владением Австрии», ссылаясь в приложении на книгу «Наша Родина» (1896г.) буковинского историка Григория Купчанко, пишет, что «нерусские историки, а именно греческие, римские, готские и немецкие упоминают о Русских еще в истории до Рождества Христового, называючи в той истории Русских: то Роксоланами, то Россоланами, то Роксами, то Россами, то Руссами». Так вот, эти Роксоланы, Россы, Руссы-славяне или славные люди имели свои корни, свое изначальное гнездо, как правильно указывают ученые Подкарпатской Руси Г. Таркович, И.Поп, Д. Поп, и знаменитые историки России Н. Карамзин и В. Ключевский, в Карпатах.

А вот как пишет о начальном исходе древних карпатских славян в своей книге «Истинная Исторiя Карпато-Россов или Угорских Русинов» уже упоминавшийся мною А. Духнович. Основываясь на имеющихся в то время источниках (1850-е годы), А. Духнович говорит «что Русскiй так, как и болгарскiй, сербскiй, власкiй, и славянскiй народ от древнъйших времен, и едва что не от самого потопа, как и во времена владънiя римского край сей наполнял, и по тому как грекам, так и римлянам, под различными именами знаком был; - и далее пишет, - что как велико, так и мало-россы быв отрывом Славян, из Карпата произошли, т.е. из плодоносныя Паннонiи, или от Дуная и Тисы. И во самом дълъ чтобы иное Нестора, и Карамзина Новгородскiе и Кiевскiе Славяне были, как не Панноно, или Карпато Россiяне – что самое слъдующiе однаго Угро-Росiяна стихи явным творять:

         Карпат Славянам есть истинной Отець, Мати,

         Но Россiяны дъти то не ищуть знати».

Под именем одного «Угро-Россiяна» Духнович имеет в виду священника, доктора богословия русина Григория Тарковича.

В подтверждение сказанного можно привести и слова историка профессора Федор Федоровича Аристова, утверждавшего ещё в начале прошлого века, что именно на территории Подкарпатской Руси славяне угро-руссы жили испокон веков, и именно отсюда славяне разошлись, разъехались, разбрелись в разных направлениях по Дунайской низменности и другим местам в поисках земли, пригодной для жизни.

Итак, выяснив этот исторический факт, мне хочется сказать отдельно о некоторых таких угрорусах, по-современному русинах, покинувших свое родное гнездо и искавших применение своим знаниям в других странах, а именно, в Российской империи.

Одним из первых известных нам первооткрывателей России, оставивших доброе имя свое в истории, был русин Иван Алексеевич Зейкан (1670 - 1739), уроженец села Имстичева Иршавского района Подкарпатской Руси. Зейкан, умнейший человек своего времени: педагог, просветитель, стал дипломатом при Петре I. Именно его фамилия стала началом, первой связующей ниточкой между Русью Петровской и Русью Подкарпатской. Он отлично знал философию, в совершенстве владел латынью, немецким, венгерским и славянскими языками. Образование получил в Праге и Вене.

И. Зейкан работал при дворе российских царей, выполняя различные дипломатические поручения. Позже И.Зейкан был наставником двоюродных братьев царя Петра I - Александра и Ивана Нарышкиных, а затем и внука государя. В 1722 году Петр I лично обратился к Зейкану с просьбой стать наставником внука: «Господин Зейкан! Понеже время приспело учить внука нашего, того ради, ведая ваше искусство в таком деле и добрую вашу совесть, определяем вас к тому, которое дело начни с Богом по осени...»

В июле 1727 года, спустя два года после смерти Петра I, И.А. Зейкан отбыл на родину в Подкарпатскую Русь, Венгрия, ныне Украина.

Вторым в этом списке является земляк И.Зейкана, Иван Семенович Орлай (1771-1829). Весной 1791 года, после окончания Ужгородской гимназии, он приехал в Петроград учиться в Медико-Хирургическом училище. Блестяще окончив училище, а затем и медицинский факультет в Венском университете, И.С.Орлай, вернувшись в столицу России, последовательно, по ступенькам карьерной лестницы поднимается вверх от больничного врача до гоф-медика царского двора. Став доктором медицины, И.С.Орлай работал по совместительству ученым секретарем Медико-хирургической Академии России. Он - автор медицинских сочинений и организатор медицинского дела в России, издатель первого в России медицинского журнала «Всеобщий журнал врачебной науки».

Именно по его рекомендации, в 1803 году из Австрийской монархии была приглашена целая плеяда молодых ученых русинов для преподавания в открывавшихся учебных заведениях России.

Князь А.Голицын, министр просвещения, докладывал Царю, что «Единственный народ, у которого мы можем взять ученых – венгерские рутены (русины – авт.), которые разговаривают тем же языком, что и мы, и сохранили христианскую веру наших отцов».

Среди приглашенных ученых людей главенствующее место, бесспорно, занимает Михаил Андреевич Балугъянский (Балудянский) (26.09.1769 – 03.04.1847), сын священника, выпускник юридического факультета Венского университета, доктор права, ученый в области юриспруденции и политической экономии. Ему было суждено в 1819 году стать первым ректором С.Петербургского университета.

А вот и другие имена и фамилии:

Петр Дмитриевич Лодий (4.05.1764 - 10.06.1829), окончил Ужгородский лицей, затем философский факультет Львовского университета. Доктор изящных искусств, права и теологии. В 1803 г. приглашен в Россию на должность руководителя кафедры теоретической и практической философии С.-Петербургского педагогического института, затем - ординарный профессор, декан философско-юридического факультета С.Петербургского университета. После него остались рукописи «Естественное право народов» и «Полный курс философии».

Василий Григорьевич Кукольник (30.01.1765 - 6.02.1821) – уроженец Мукачева, из дворян. С 1803г. профессор С. Петербургского педагогического института, ученый, читал экспериментальную физику. Затем стал Директором Главного Петербургского педагогического института. Кроме физики, читал лекции по астрономии, химии и технологии сельского хозяйства. С 1813 г. по 1817 г. преподавал римское и гражданское российское право великим князьям – Николаю Павловичу (будущему Императору России Николаю I) и Михаилу Павловичу. Сын Кукольника – Нестор Васильевич (1809-1868) известный русский писатель, соавтор либретто оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Юрий Иванович Венелин (Гуца) (1802 - 1839) окончил Ужгородскую духовную семинарию, затем Львовский университет. Основатель русской болгаристики. Побывав в Болгарии и вернувшись в Россию, издал книгу «Древние и нынешние словене в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношениям к россиянам», «Принятие христианства славянскими народами до Кирилла и Мефодия» и др. Похоронен Ю.И.Венелин на территории Даниловского монастыря в Москве.

Более подробно об этом великом ученом русине после моего выступления вам расскажет кандидат исторических наук Павел Владимирович Тулаев, подготовивший для презентации собрание сочинений Ю.Венелина.

Многие русины, выходцы из Закарпатья, как и их предки-земляки и сегодня служат верой и правдой Великой России. Это, к примеру, Иван Иванович Кочиш, доктор наук, профессор, член-корреспондент, лауреат премии Правительства России. Он же – заместитель Председателя Правления МОО «Объединение русинов». Юрий Юрьевич Данко, доктор наук, профессор, он же председатель С.-Петербургского отделения нашей Организации. В этой связи необходимо упомянуть и заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора, академика Василия Михайловича Симчеру.

А сколько фамилий наших земляков русинов, живущих и ставших известными в России, мы ещё не знаем! В ближайшее время мы откроем свой сайт и надеемся, что наши земляки русины или, как многие из них, сегодня предпочитают себя называть «закарпатцы», дадут о себе знать. Я говорю это потому, что буквально несколько месяцев тому назад мы узнали имя известного всей России и за ее пределами солиста Ансамбля песни и пляски имени Александрова, народного артиста Российской Федерации, уроженца города Хуста, Подкарпатская Русь, Штефуцу Василия Ивановича. Его чарующий голос вы сегодня услышите на этой сцене.

Среди современных общественных деятелей нашего русинского движения, хочется назвать, в первую очередь, нашего духовного лидера, благочинного Успенского округа города Москвы протоиерея Стефана Пристая и Председателя Русинского Землячества «Карпатская Русь», тоже родившегося в то время, когда Подкарпатская Русь была в составе Чехословакии, Йозефа Михайловича Гливку. Особой благодарности за верность русинскому народу заслуживает русский историк-славист, глава московского клуба друзей Карпатской Руси, заведующий отделом русинистики нашей общественной Организации, Михаил Юрьевич Дронов.

Особую надежду мы возлагаем на заведующего отделом культуры и искусства нашей Организации, ректора Русской Академии Ремесел, Матвиенко Николая Николаевича и наших молодых общественных деятелей. Это советник Председателя Правления Куцин Михаил Иванович, Председатель Московского областного отделения русинов Савка Михаил Иванович и заведующая секцией молодежи, Гливка Ольга Йозефовна.

Членами нашей Организации являются и другие люди, уже зрелого возраста. Это Фабрици Иван Иванович, председатель Московского городского отделения русинов, а также член Правления, кандидат медицинских наук, заслуженный врач России Чекета Гейза Иванович и молодой, перспективный ученый, кандидат ветеринарных наук, в свои 33 года (возраст Христа) ставший Заслуженным ветеринарным врачом России, Кочиш Иван Иванович (младший).

Возвращаясь кратко вновь к истории русинов Закарпатья, хочу вам напомнить, что после почти тысячелетнего пребывания в составе Венгрии, они обрели собственную автономию в 1918 году в соответствии с Законом Венгрии №10 от 21 декабря того же года с конституционным названием «Руськая Краина» - Русинская Держава. Затем, после выхода Русинской Державы из состава Республики Венгрии и свободного вхождения в состав Чехословакии (Сен-Жерменский мирный Договор от 10 сентября 1919 г.), республика получила еще более широкую автономию с конституционным названием «Подкарпатская Русь». С марта 1939 по октябрь 1944 гг. Подкарпатская Русь снова очутилась в руках Венгрии.

Затем, после Второй Мировой Войны, по соглашению между Чехословакией и СССР от 29 июня 1945 г. автономная республика Подкарпатская Русь была переименованная коммунистами в ноябре 1944 года в Закарпатскую Украину, в январе 1946 года была включена в состав Советской Украины с понижением её в статусе до области.

После мирного распада Советского Союза на отдельные республики русины Закарпатья на референдуме 1 декабря 1991 года вновь заявили о своей автономии и своей национальности. События 90-х годов прошлого столетия говорят о том, что зов предков взбудоражил сознание не только коренных жителей Закарпатской области, но и русинов, живущих в других странах мира, он коснулся их ума и сердца. И они создали в 1991 году, как я уже упоминал, Всемирный Конгресс Русинов.

За последние годы состоялось несколько конференций по проблемам русинов. Так, 19 декабря 2008 года в Ростове-на-Дону прошла конференция «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси: конец ХIХ – начало ХХI вв.». Затем 20-21 марта 2009 г. в Будапеште на тему «Опыт и проблемы национального самоопределения русинов».

В России русины, как и другие этнические национальные меньшинства, не испытывают никаких притеснений, что лишний раз подтверждает недавно опубликованная статья Премьер-министра В.В.Путина, касающаяся национального вопроса.

А вот в Закарпатье, на любимой мною Украине, русинам приходится очень туго. На многочисленные обращения руководителей общественных объединений Закарпатья, руководства администрации области, в т.ч. Председателя Всемирового Конгресса Русинов Дюры Папуги к Президенту Украины о признании их отдельным этносом, ответ всем - формально сухой, и один и тот же. И этот ответ, муссируемый всеми ветвями власти, подготовил член-корреспондент национальной Академии наук Украины пан В.И. Наулко. Вот что, к примеру, он писал в Президиум НАН Украины 03.04. 2003г.: «На ваше письмо, об обращении в Верховную Раду Главы Закарпатской областной рады М.И. Андруся о признании в Украине национальности «русин» и внесении её в государственный реестр (входящий № 342, от 13.03 2003 г.), сообщаю следующее. «Я лично никогда не считал русинов отдельной национальностью, а только этнографическою группою украинского народа…(пер. с укр. - авт.)».

Но так и любой русин может заявить, что он лично считает украинцев субэтносом русинов, тем более, что о русинах, угрорусах ученые и историки знали и писали задолго до появления на свет этнонима «украинец».

А, может, отдельно взятый ученый Украины считает, что он умнее специалистов в этой области, живущих в Венгрии, Сербии, Словакии, Чехии, России или в другой стране, где русины, наравне с украинцами, признаны отдельным этносом?

Очень хочется надеяться, что при ближайшей переписи населения Украины голос русина в Закарпатье будет услышан. Тем более, что при выборах Президента Украины в 2010 году уважаемый Виктор Федорович Янукович со всех рекламных плакатов обещал исполнить заветное слово любого гражданина, «голос каждого будет услышан».

В этой связи напомню вам, что до 1945 года в Подкарпатской Руси проживало более полумиллиона русинов, на втором месте шли венгры и, на последнем, чуть более одного процента – украинцы. В 1946 году, после присоединения Подкарпатской Руси, ставшей Закарпатской, к Советской Украине, картина резко меняется, почти с точностью, до наоборот. На первом месте уже украинцы, на втором по-прежнему венгры, а русинов вообще нет, даже одна сотая процента не осталось. Куда же они подевались, спросите вы? Ответ прост. По личному указанию Первого секретаря Компартии Украины Н.С.Хрущева, всех русинов, не спросив их мнения, записали украинцами. Многие из них, кто не дожил до конца 1964 года, об этом ничего не знали, поскольку паспорта населению стали выдавать только после смещения «верного ленинца» со всех руководящих постов Советского Союза. Вот так, уважаемые господа, один голос руководителя партии заглушил все голоса простых русинов. Сегодня уже один голос ученого Наулко пока наглухо закрыл дверь коренному этносу Закарпатья - русинам, тщетно стучащимся в государственный реестр национальных меньшинств Украины.

Хочется верить Президенту Украины и надеяться, что в ближайшее время он уделит должное внимание проблеме русинов, живущих в Закарпатье, и голос их будет услышан.

И тогда русины Закарпатья смогут вздохнуть свободно и назначить свой праздник, свой «День Русина», каковой имеют русины в других странах. И это будет исторически правильно и закономерно, и соседние государства, где живут русины, воздадут должное руководству Украины и Верховной Раде, поскольку, именно Карпаты являются «Отцом и Матерью всех славян», разъехавшихся в разные стороны. В России мы, русины, тоже решили отмечать такой день. Это будет 26 сентября, день рождения великого русинского ученого - первого ректора С.Петербургского университета М.А.Балугъянского (Балудянского).

В заключение хочу выразить теплые слова благодарности руководству Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития России за содействие в реализации наших планов, а также поблагодарить Директора и сотрудников Дома Русского Зарубежья им.А.И.Солженицина за предоставленную возможность провести презентацию нашей Организации в этом прекрасном месте. Замечу, что мы принимаем в наше сообщество, наравне с русинами (руснаками, лемками) и других граждан, достигших 18 лет, признающих этнос русинов, готовых соблюдать и выполнять Устав Организации, утвержденный Минюстом России.

Мы, русины, живущие сегодня в России и объединившиеся в общественную организацию, в самом начале пути.

И завершить свое выступление, я хочу словами русинского ученого этнографа, при жизни являвшимся членом Румынской, а затем и Венгерской Академии наук Гиядора Стрипского, в которых таится скрытый пока от нас глубокий философский смысл: «На чтось и мы Панубогу потребнi, если нас на свiтi держить». Вывод ясен. Все в руках Всевышнего. Будем молиться Ему, чтобы Он помог нам достичь желаемой цели.

Спасибо за внимание.

Председатель Правления

МОО «Объединение русинов»

Андрей Фатула.

 Использованная литература:

  1. Иван Петровцiй. Йсе – все. – Выдавательство «Палащукинськый шор & Чiиська Файта». Осий-Берегово-Ужгород. – 2007.
  2. Ключевский В.О. Курсъ русской исторiи. Ч.I. Изд-е пятое. Единственный подлинный текстъ. – М., 1903.
  3. Свистун Ф.И. Прикарпатская Русь под влиянием Австрии. 1896г. Второе дополненное издание. США. PeterS. HARDY, 1970.
  4. «Истинная исторiя карпато-россов или угорских русинов» изданна народолюбцем Александром Духновичем. (1853г.) – Серия. О. Духнович. З науковоi спадщини будителя. - Ужгород, 2003.
  5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 10. М., 1993.
  6. Руснацький свiт. (Науково-популярний збiрник). Випуск 4. Ужгород, 2008.
  7. Д.Поп, Т.Волошина. История Подкарпатской Руси через призму христианских идей. – Ужгород, 2010.